Каталог статей

Главная » Статьи » О школе » О школе

Программа пришкольного лагеря

Программа

пришкольного

оздоровительного лагеря

«Солнышко»

с дневным пребыванием детей

 

Возраст детей: 7-14 лет

Срок реализации: июнь 2015 г.

           «___»___________2015

 

Пояснительная записка

 

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе  МКОУ «СОШ №10». В нем отдыхают учащиеся с 1 по 7 класс. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей из группы «риска», переселенцев из Украины.

Летний пришкольный лагерь располагается по адресу: город Лиски, ул. Трудовые резервы, 61, кабинеты 1, 2, 3, 4, 5, 7, и предназначен для детей 7 – 14 лет. В лагере два отряда по 30 человек каждый.

Режим работы лагеря с 08.00 до 14.00, обед в 13.00 часов.

 

Подготовительный этап реализации программы

•Подготовка материально-технической базы школы к открытию летнего трудового лагеря.

•Кадровое обеспечение летнего трудового лагеря.

•Создание и подготовка вожатского отряда.

•Анкетирование родителей школы на предмет желания зачисления в состав смены лагеря.

 

 

      Условия реализации программы.

Нормативно-правовые условия:

 

•Закон «Об образовании РФ»

•Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

•Устав МКОУ  СОШ «№10»

•Положение о лагере дневного пребывания.

•Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

•Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

•Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

•Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

•Приказы Управления образования.

•Должностные инструкции работников.

•Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

•Заявления от родителей.

•Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

•Акт приемки лагеря.

• Планы работы.

Цели и задачи программы

Цель - организация отдыха учащихся школы в летний период. создание условий для укрепления здоровья  детей.

Задачи:

1.Создание  системы  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива.

2.Преодолеть разрыв между  физическим и духовным развитием  детей средством  игры, познавательной и трудовой  деятельностью.

3.Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

4.Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности

5.Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

6.Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

7.Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

1. Безусловная безопасность всех мероприятий

2. Учет особенностей каждой личности

3. Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря

4. Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря

5. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

6. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря

7.Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых

 

 

 

Направления и виды деятельности

•Художественно - творческое направление

•Трудовая деятельность

•Физкультурно-оздоровительная деятельность

•Эстетическое направление

•Образовательное направление

•Досуговая деятельность

• Кружковая деятельность

 

 

 

Физкультурно – оздоровительная работа

 

 

 

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

1.Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

2.Выработка и укрепление гигиенических навыков;

3.Расширение знаний об охране здоровья.

 

Основные формы организации:

•Утренняя гимнастика (зарядка)

•Спортивные  игры на стадионе, спортивной площадке.

•Подвижные игры на свежем воздухе

•Эстафеты  (спортивная игра «Веселые старты»)

•Посещение бассейна

•Посещение Ледового дворца

  Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

 Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

    Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воз­действие плавания на детский организм. Плаванию мож­но обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, раз­вивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют “мышеч­ный корсет”, способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют воз­будимость и раздражительность. Дети, регулярно зани­мающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстни­ков, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Хорошим оздоровлением считается катание на коньках. Его могут позволить себе люди разного возраста, но больше всего оно важно для младших школьников. Систематическое катание на коньках способствует развитию двигательной системы, улучшению обмена веществ, функционированию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплению нервной системы. Помимо всего этого катание на коньках развивает вестибулярный аппарат, увеличивает его устойчивость.

                                          Эстетическое направление

 

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

 

 

Задачи эстетической деятельности:

1.    Пробуждать в детях чувство прекрасного;

2.    Формировать навыки культурного поведения и общения;

3.    Прививать детям эстетический вкус.

 

 

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

 

 

Основные формы проведения:

•Посещение театров, кинотеатров, музеев;

      •Конкурсы: « Минута Славы», «Самый, самый»

•Конкурс  «Лучшая комната»

 

 

 

 

 

                    Художественно – творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

•Изобразительная деятельность (оформление  газеты «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)

•Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)

•Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)

•Игровые творческие программы 

•Концерты  («Звездопад»)

•Творческие игры («День рекордов»)

•Праздники (« Здравствуй, лагерь!», «День Нептуна»)

•Выставки

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

 

 

Трудовая деятельность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

 

Основные формы работы:

•Бытовой самообслуживающий труд;

•Общественно значимый труд, (уборка прилегающей территории)

         Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в   уход за одеждой и обувью, уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.

        Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, секциях, кружках,   в которых они занимаются.

 

 

                                Образовательная деятельность

        В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:

Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;

Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

 

Основные формы работы:

•Поездки, экскурсии; (краеведческий музей  )

•Посещение  кинотеатра г. Лиски

 

Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое.

Досуговая деятельность

  Задачи досуговой деятельности:

  1. Вовлечь как можно больше ребят  в различные формы организации досуга.
  2. Организовать деятельность творческих мастерских.

               В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

             Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

 

Виды досуговой деятельности:

 

•развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;

•отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

•самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

•творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.

•общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интерес.

 

 

Кружковая деятельность

 

 Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

•изучение интересов детей;

•презентация кружков на линейке в начале смены

•ознакомление детей с режимом работы кружков;

•самоопределение детей и запись их в кружки;

•деятельность ребят в кружках;

•текущее отражение результатов деятельности детей;

•подведение итогов работы кружков в конце смены.

 

 

  1. Материально-технические условия предусматривают:

 

 

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

 

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комната отдыха, игровые комнаты, 

Материальная база школы. Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания,    (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Спортивная площадка

 Площадка для  проведения общелагерных  игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база школы

Воспитатели, администрация лагеря

Музыкальный кабинет

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база школы

Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база школы

Медицинский работник школы

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, 

Фонд социального страхования

Заведующая пищеблоком

Комнаты кружковой работы

Кружки рукоделия, рисования, моделирования

Родительские средства на закупку  материалов для поделок и занятий в кружках

Начальник лагеря,

воспитатели

Комнаты гигиены

Туалеты, раздевалки

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал

  1. Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

начальник лагеря, заместитель директора по ВР;

музыкальный работник

Кураторы отрядов:

воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

вожатые (из числа актива школы)

Руководители творческих мастерских

из числа педагогов

 

Диагностика

 

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Беседы на отрядных сборах.

Итоговая диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв ( рисунок « Вместе мы отряд»)

Беседы в отрядах

 

 

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  3. Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  6. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
  7. Расширение кругозора детей.
  8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
  9. Личностный рост участников смены.

 

Список используемой литературы:

1.О.Е.Жиренко, Школьный летний лагерь-М.; ВАКО,2004г.

2. Интернет – ресурсы.

 

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» с социумом

 

Категория: О школе | Добавил: lskschool10 (10.06.2015)
Просмотров: 622 | Рейтинг: 0.0/0